Григорьева Т.М.

Некоторые вопросы развития техники баяниста 

 

«Разучивая только художественный материал,  и не занимаясь технической работой, ученик будет отставать в технической стороне  исполнения, так как исполнительское искусство требует от музыканта наличия определенных хорошо отработанных двигательных навыков». (В. Демченко).

 

Когда говорят о баянной технике, то имеют в виду ту сумму умений, навыков, приемов игры на баяне, при помощи которых баянист добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. Техника включает в себя все, чем должен обладать баянист, стремящийся к содержательному исполнению. Соотношение музыкальных и технических задач в работе баяниста, их последовательность можно сформулировать таким образом: от понимания музыки к технической работе, и затем в процессе технической работы к более высокому пониманию музыки.

В музыкально-исполнительском искусстве имеются особые трудности – это трудности моторики, т.е. той части техники, которая относится к игровым движениям. Работа над ними занимает огромную часть времени и сил исполнителя. Они требуют, чтобы обучение начиналось с раннего детства. С этого же возраста становится необходимой ежедневная тренировка. Ни один музыкант-исполнитель не может обойтись без глубокого всестороннего знания секретов своего мастерства. Еще более важно это знание музыкантам-педагогам, каждому из которых приходится сталкиваться с учениками самых разнообразных музыкально-творческих и технических способностей. Проблемы у учеников бывают совершенно разные – постановка рук, слабый слуховой контроль, либо слабое внимание, не понимание музыкальной графики и многие другие. Но независимо от трудностей,  исполнительской техникой баяниста необходимо заниматься в раннем возрасте, не нужно ждать, что техника появится вместе с музыкальной зрелостью.

Для начинающих баянистов одной их проблем является умение приспособиться к инструменту. Успешное развитие техники немыслимо без правильного выбора посадки учащегося, установки инструмента. Позднее в процессе музыкального развития учащиеся находят каждый «свою» посадку, что связано с их творческой индивидуальностью. «Постановка рук», как  и посадка будущего музыканта, формируется в процессе привыкания к инструменту. Под этим термином принято понимать движение рук, изменчивость различных положений их во время игры. Известно, что любое действие требует физического усилия. Из этого следует, что свободное состояние руки можно считать таким, когда она непринужденно двигаясь по клавиатуре, посредством пальцев находит удобные положения для выполнения посильных ей художественных и технических задач. «Рука должна во время работы испытывать физическое удовольствие и удобство, так же как слух должен испытывать все время эстетическое наслаждение». (Н. Метнер). Выработка свободы рук – это сложный процесс, построенный на ощущениях. Ученик должен «хорошо ощущать руку», «ощущать вес пальцев». Отсутствие такого ощущения приведет к зажатости руки, поэтому и надо основу естественных свободных игровых движений закладывать в начальном периоде обучения. Необходимо научить ребенка находить удобные движения, прислушиваться к своим ощущениям, учиться чувствовать свои пальцы рук во время игры. В начальный период очень важно включать в процесс обучения специальную гимнастику для пальцев, благодаря которой ребенок будет осваивать «мышечную азбуку». Можно выполнять следующие упражнения:

Сидя за столом, вначале одной рукой, затем другой и двумя руками «вместе»:

  1. «Шаги великана» - «шагают» ладошки;
  2.  «Цапля» - «шагают» ладошки, стоя на пальцах;
  3. «Воробышки клюют» – пальчики по очереди стучат по столу, изображая птичек;
  4. «Пальчики  шагают» -   «шагают» два любых пальчика одной руки.

Упражнения на релаксацию:

1.  «Брызги»: и.п. - стоя,  руки перед собой; на счет «раз» - руки сжаты в кулак; на счет «два» – руки резко расслабляются, как бы «стряхивают воду».

2. «Кисточка» - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.

3. «Перелеты птички с приземлениями» - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.

4. Упражнение воздушным клапаном («Самолет летит»: «самолет улетает» -  сидя за инструментом, левая рука, нажав воздушный клапан, раздвигает мех баяна, «самолет прилетает» - левая рука, нажав воздушный клапан, сжимает мех баяна).

Пальчиковая гимнастика:

1.«пальчики здороваются» (в колечке) – указательный, средний, безымянный и мизинец - каждый пальчик по очереди «здороваются» с большим пальчиком. Можно выполнять одной рукой или двумя одновременно медленно, а затем быстро. 

2.«пальчики раздвигаются» ( - по два или три и один). 

   

Эти упражнения хороши для маленьких детей 6-7 лет, а если сочетать упражнения со сказками, ребенок с большим интересом включается в игру, и даже просит повторить игры на следующем уроке.

Например: Сказка Олеси Емельяновой «Просыпайтесь зайки».

Утром на лужайке

Просыпались зайки.- Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз. 

  

- Здравствуй, солнце красное! -     Поднимается большой палец. 

- Здравствуй, небо ясное!    - Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.                        

- Здравствуй, ёлка!   - Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.                                                                                                                         

- Здравствуй, пень!  - Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.                                                                                       

- Здравствуй, здравствуй,

Новый день!  - Поднимается мизинец.                                                                                        

Все зайчики проснулись.

 

Игра гамм и упражнений в начальный период является материалом, на основе которого ученик получает необходимые ему знания, которые помогают развитию координации, ориентированию на клавиатуре. Упражнения – важное и эффективное средство для технического развития ученика. Достижение нужной беглости не цель, но лишь средство для выразительного красивого исполнения сочинения. Играть упражнения и гаммы мы начинаем с первых уроков. И каждый урок у нас начинается с разыгрывания, т.е. с гаммы и упражнений. Конечно, на первых уроках у первоклашек могут возникнуть вопросы: «для чего или зачем  мы это делаем?» Маленькому ребенку можно объяснить, что пальчикам тоже нужна зарядка, и если эту зарядку выполнять ежедневно, пальчики станут сильные, ловкие и послушные, что наши пальчики как молоточки, и от их прикосновения к клавишам зависит характер звучания.

Занимаясь развитием техники, уделяя большое внимание развитию беглости пальцев, нельзя выпускать из вида развитие метроритмического и интонационного слуха. Носителем музыкальной мысли является музыкальная интонация, а значит, выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться с начала обучения. «Процесс интонирования, чтобы стать музыкой, сливается с речевой интонацией и превращается в единство, в ритмо-интонацию слова-тона…» (Б.Асафьев). Основным в работе над интонированием является умение определить во фразе главное по смыслу слово, выделить его, найти ударный слог в слове, которое будет являться кульминацией, связать все это с музыкальным звучанием. Для улучшения интонирования при работе над упражнениями и гаммами так же можно употреблять ритмические словосочетания, фразы. Например:

1.При игре упражнений на первых пяти ступенях: I-V ступени вверх -  «про-зве-нел зво-нок». При игре упражнений на первых пяти ступенях вниз: V-I ступени вниз   «на-ча-лся у-рок».

2.При игре гаммы вверх (две октавы) – «по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли мы на-верх!». 

 

            Все знают аппликатурные требования в гаммах, арпеджио, аккордах, но несмотря на это многие их нарушают. Учащиеся должны овладеть аппликатурной дисциплиной, им необходимо тщательно соблюдать все аппликатурные позиции при работе над гаммами и упражнениями. А при выборе аппликатуры пассажей в произведениях надо помнить, что «лучшей является та аппликатура, которая помогает исполнителю кратчайшим путем реализовать его художественные намерения». (Ф.Липс). Зачастую «лучшей» оказывается аппликатура, состоящая из базовых позиций. Работу над техникой необходимо сочетать с работой над произношением музыкального материала. Гаммы и упражнения следует исполнять различными штрихами, как в чистом виде (legato, non legato,  staccato), так и в сочетаниях. Например:

 

 

Исполнение гамм разными штрихами помогает учащимся развивать качественную артикуляцию.

«Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми». ( И.Гофман) Поэтому при исполнении гамм необходимо следить за красотой звучания, ровностью. Работать над техникой надо только осознанно, добиваясь при этом как можно лучшего качества  исполнения инструктивного материала. Без определения поставленной задачи, без слухового контроля работа над техникой превращается в механическую зубрёжку и не дает положительных результатов. Очень важно большое внимание уделить и активизации слуха, а не только развитию игровых движений.  Механическое, бесстрастное отстукивание каждой ноты пассажа в медленном темпе вряд ли принесет ощутимую пользу. Необходимо сконцентрировать все свое внимание на представлении конечного художественного результата. Ритмическая сторона, фразировка, нюансировка обязательно должны соответствовать исполняемому, как в быстром, так и в медленном темпе.

Почти сто лет назад Рубинштейн говорил своим ученикам, что «пианист должен добиваться техники, исходя не из количества времени, затрачиваемого на технические упражнения, а из качества этого труда, превращая его в умственную, психическую работу, требующую напряжения воли и внимания и направленную на музыкальные задачи». Непременным условием осознанной работы баяниста в начальной стадии разучивания инструктивного материала является игра в медленном темпе. При такой игре исполнитель успевает осмыслить извлекаемые звуки, их метро-ритмическую организацию, аппликатуру, целесообразность движений. Осознанная, вдумчивая  игра способствует скорейшему приобретению и закреплению навыков, автоматизации движений. Автоматизация движений является непременным условием в достижении технического мастерства. В принципе каждый баянист находит для себя удобные движения пальцев, кисти, рук, то есть свою индивидуальную технику. То, что удобно одному, совершенно не обязательно удобно для всех.  Надо осознать, что техника является художественным компонентом исполнения. И как бы мы ни искали удобных технических вариантов, на первом месте всегда будет художественная необходимость. Педагогу необходимо всегда помнить, что техника - это не самоцель, а лишь средство для создания музыкально-художественного образа.  «Художественная техника – это не просто «чистая и быстрая» игра; это техника, которая наиболее полно помогает раскрытию содержания той или иной пьесы». (Ф. Липс).

Педагог сможет обеспечить успешное, художественное развитие учащегося в том случае, если будет систематически и целенаправленно работать над совершенствованием его технического мастерства. Процесс обучения состоит из постепенного накопления знаний, умений и навыков. Особенности учебы музыканта заключаются в том, что каждое новое произведение в какой-то мере ставит новые художественные и технические задачи. Педагог должен верить в достижимость хороших и отличных результатов в развитии своих воспитанников, обладать педагогическим оптимизмом.

Список использованной литературы:

  1. Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне», Москва 1980 г.
  2. Гофман И. «Фортепианная игра» - 1961 г.
  3. Демченко В. «Технические упражнения для баяна». 1967 г.
  4. Емельянова О. Пальчиковые игры. Сайт http://www.olesya-emelyanova.ru/index-palchiki-zajchiki.html
  5. Захарова Т. «Совершенствование технических навыков игры на аккордеоне», Чебоксары 2007 г.
  6. Липс Ф. «Искусство игры на баяне», Москва 1985 г.
  7. Метнер Н. «Повседневная работа пианиста» 1963 г.
  8.  Рубинштейн А. «Очерки по методике обучения игре на фортепиано» 1955 г.

 

  

Григорьева Т.М.

Развитие музыкальных способностей детей  на примере организации занятий в ансамбле ложкарей.

   

Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную среду разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребенка и его всестороннему развитию. Основные задачи музыкального воспитания детей состоят в следующем: дать детям радость и побуждать их к активности, дать яркие художественные впечатления, привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Только на основе радостных эмоций возникает интерес и любовь к музыке, а музыкальная восприимчивость и музыкальная активность развивается как следствие интереса и любви детей к музыке. Музыка углубляет впечатления, получаемые ребенком, вызывая у него разнообразные проявления радостной активности.

 Дети очень любят стучать и звенеть различными предметами. Учитывая эту потребность шуметь, можно их научить стучать определенные ритмы, дать им в руки музыкальные ударные инструменты и соединить их игру  с музыкальным сопровождением. Получая положительные эмоции от занятий, ребенок лучше научится понимать язык музыки, разовьется ритмически. Особую радость дети испытывают, занимаясь этим коллективно. Таким образом, в игровой форме можно заниматься музыкальным воспитанием детей, развитием их музыкальных способностей, прививать любовь к музыке, к самовыражению в ней, к творчеству. Назвали мы это предмет – «Ансамбль ложкарей».

Ансамбль ложкарей – это шумовой оркестр, в котором дети играют на русских народных ударных инструментах: деревянных ложках и трещотках, а так же и на других ударных инструментах, таких как бубен, маракас, ксилофон, коробочка, тарелочки, колокольчики, металлофоны, свистульки.

В нашем ансамбле дети игру на этих инструментах совмещают с пением, танцевальными движениями. Это синтез предметов – ритмики, хореографии и исполнительства. Цель обучения – развитие у детей музыкальных способностей, развитие координации рук и ног, координации в пространстве. Заниматься этим можно коллективно, и именно шумовые инструменты составляют основу ансамбля, участники которого ещё не знают музыкальную грамоту и только готовятся поступить в музыкальную школу для обучения на каком-либо инструменте. Играть можно на всевозможных стучащих, звенящих, трещащих инструментах. Подбирая пьесу, руководитель должен так ее украсить этими инструментами, чтобы получилось многоголосное оркестровое звучание, в котором каждому инструменту отведена самостоятельная роль. Слушая музыку, которую воспроизводит руководитель-концертмейстер, дети с удовольствием подыгрывают ей сначала простейшими ритмами, затем все более сложными. Дети учатся воспринимать музыку на слух и учатся согласовывать свои действия с ней. Они учатся улавливать связь между звуками и воспринимать их не как  случайные сочетания. А вникая в их смысл, осознавать их художественное значение.

У детей хорошо развивается музыкальная память, так как их внимание всегда фиксируется на задаче лучше запомнить музыкальный материал, ритм, который предстоит играть, движения, которые надо будет совмещать с ритмом и музыкой. Таким образом, не перегружаясь методическими задачами, такими как: аппликатура, штрихи, фразировка, дети получают начальное музыкальное развитие. Играя на шумовых инструментах, и при этом музыку слушая, а не воспроизводя, дети следят за точностью ритма, не забывая о фразировке. Свои ритмические рисунки они накладывают на готовую эмоциональную музыку, что помогает им лучше следить за точностью исполнения ритма, воспринимая фразировку на слух. При этом руководитель-концертмейстер должен всегда играть очень выразительно. Таким образом, у детей развивается чувство музыкального ритма в игровой форме, дети играют и эмоционально и точно ритмически.

Все исследователи мира сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия. Ещё десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое не может еще дать музыки, но уже может дать ритм. Поэтому и обучение музыкой следует начать с ритма. Первые занятия следует посвятить простейшим ритмам – это ровные четвертные, ровные восьмые, чередование четвертных и восьмых. Научившись держать ложки, а мы их используем три – две из них в левой руке, одна – в правой, дети стучат с удовольствием эти ритмы, чередуя удары ложками левой руки друг о друга с ударами третьей ложкой по первым. Когда дети  освоят эти простые ритмы, научатся их играть самостоятельно, можно игру на ложках соединить с музыкой, которую воспроизводит руководитель-концертмейстер. По мере осваивания детьми простых ритмов, язык их аккомпанемента следует постепенно усложнять, вводить шестнадцатые, половинные длительности, паузы, синкопы. А для детей постараться сочинять ритмические комбинации как можно интереснее, разнообразнее.

Чтобы развить у детей координацию в пространстве и непосредственно координацию рук и ног, к игре на деревянных ложках можно добавить несложные танцевальные движения, такие как притопы, ковырялочки, присядки, хлопушки. Это улучшит зрелищность произведения, оно станет более красочным, театральным. Следует отметить, что эти танцевальные элементы, как правило, исполняются мальчиками.

Игру на шумовых инструментах можно сочетать и с пением. Здесь надо учесть, что голосовые возможности детей ограничены и шумовой аккомпанемент следует подбирать очень осторожно, чтобы не заглушать пение, а смело использовать его во вступлении, проигрышах, в коде.

Занятия следует строить так, чтобы ученики запомнили какой аккомпанемент они играют в данной фразе, и если, к примеру, произведение состоит из шести фраз, каждый участник ансамбля должен знать, что он будет играть в любой из этих шести фраз. А это значит, что ежеурочно перед каждым учеником стоит задача: запомнить, что он должен играть, какой ритм и на каком инструменте.

Участие в таком ансамбле разовьет у детей музыкальные способности - ритм, память и слух, разовьет координацию, и тем самым хорошо подготовит к серьезным занятиям музыкой. Для ребенка участие в подобном ансамбле – это первые шаги в творчестве, первые выходы на сцену, первые соприкосновения с музыкальным исполнительством. Очень важно заинтересовать детей заниматься музыкой в будущем, а не перегрузить их техническими сложностями, и тем самым внушить страх перед выступлением. Ребенок должен делать все легко, эмоционально, но игра не должна быть слишком однообразной. Руководителю следует подбирать материал так, чтобы было интересно и не трудно для участников. Постараться использовать как можно больше различных способов игра на таких простых инструментах как ложки, рубель, бубен и др.

Создавая ансамбль ложкарей, надо учесть, что состав инструментов можно варьировать, наряду с шумовыми инструментами можно использовать и звуковысотные инструменты. В отдельных случаях можно объединить два коллектива: ансамбль ложкарей и оркестр народных инструментов, или в ансамбль ложкарей вводить отдельные инструменты русского народного оркестра, например, домра, гусли, балалайка, баян, гармоника. Все это зависит от творческих задач руководителя.

Создав наш ансамбль, мы попробовали воссоздать искусство скоморохов, которые были популярны в Древней Руси.