Download
"Актульные проблемы и перспективы развития любительского и профессионального исполения на гармони в XXI веке"
Материалы конференции, состоявшейся в селе Красноборск 28 июня 2014 года.
krasnoborsk-konferencija_2014.zip
Compressed Archive in ZIP Format 3.6 MB
Download
"Современные проблемы сохранения и развития традиций игры на гармонике, баяне и аккордеоне в России и в мире"
Программа международной научно-практической конференции, проводимой в рамках V Московского международного фестиваля "Гармоника - душа России" 2008 г.
sovremennye_problemy_sokhranenija_i_razv
Compressed Archive in ZIP Format 1.3 MB

Автор: Григорьева Т.М. преподаватель по классу баяна, гармони Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Чебоксарская детская школа искусств №1» г. Чебоксары, Чувашская Республика.

СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ СТАРИННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

 

Традиционная культура – важнейшая составляющая духовного и культурного пространства любого народа, основа формирования национального самосознания. Это широкое понятие включает народные традиции, национальные особенности духовного уклада того или иного этноса, обряды, ритуалы, праздники, ремесла. Оно подразумевает также занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах – народной песней, музыкой, танцем, театром, поэзией, декоративно-прикладным искусством.

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это одна из важнейших задач современного русского общества, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному творчеству. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно представляют основу народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности и духовности, раскрывает душу народа, его истинные достоинства и особенности.

Народные традиции едва ли не единственная связующая нить между прошлым и будущим, выдержавшая испытания временем.

         Изучение национальных традиций – дело культурно важное для воспитания подрастающего поколения. Традиционно в школах искусств  преподают игру на таких народных музыкальных инструментах как баян, аккордеон, домра, балалайка. Мы в нашей школе, используя любовь детей к шумовым инструментам, создали ансамбль ложкарей.

Существует ряд самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них такие, как, ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в домашних ансамблях, но и на профессиональной сцене. Эти инструменты роднит оригинальность, как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность.

Ансамбль ложкарей – это шумовой оркестр, в котором дети играют на русских народных инструментах: деревянных ложках и трещотках, а так же и на других ударных инструментах, таких как бубен, ксилофон, маракас, колокольчики, металлофоны, свистульки.

Все исследователи мира сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия. Ещё десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое не может ещё дать музыки, но уже может дать ритм.

Через игру на шумовых инструментах дети познают наши исторические корни, прикасаются к народной музыке, начинают любить её, возникает потребность общаться с музыкой чаще.

         Ансамбль ложкарей в нашей школе действует с 1995 года, за этот период ансамбль неоднократно выступал на республиканских конкурсах и фестивалях, в которых становился победителем. Здесь можно перечислить: фестиваль юных исполнителей Чувашия-2000г., Чувашский региональный форум «Одаренные дети Чувашии – 2005г., городской фестиваль «Весенний переполох» - 2006г., республиканский фестиваль-конкурс «Весенний переполох» - 2008г. В 2012 году ансамбль ложкарей занял 1 место  по Калининскому району города Чебоксары и успешно выступил в финальном этапе  городского  конкурса «Люблю тебя, моя Россия». Дети очень любят выступать на школьных концертах, демонстрировать свое мастерство своим родителям.

Развивая традиции сохранения национальной культуры, у нас в школе появился интерес к забытому народному инструменту – гармони.

Из истории: Гармоника была завезена в Россию в 30-е годы 19 века. В различных регионах России появилось огромное количество разновидностей этого инструмента, каждый инструмент соответствовал особенностям местного фольклора.

Искусство игры на гармони передавалось из поколения в поколение, обучение велось без нот, «на слух», поскольку исполнители на гармони были любителями и не владели нотной грамотой. Сами же мелодии были популярны, и их не трудно было подобрать. Ни один народный праздник не обходился без гармонистов.

Но времена менялись, менялись музыкальные вкусы. Изменилась и ситуация в сельской местности. Появились в изобилии магнитофоны, телевизоры, музыкальные центры, которые стали превращать людей из творцов культуры в её потребителей.

Постепенно стали выходить из употребления многие народные инструменты, в том числе и гармонь. В наше время многие виды гармоней:  касимовская «поповка»,  бологоевская, новоржевская, «венка», «тальянка» и другие, можно увидеть только в музее Альфреда Мирека в Москве. Прекратилось фабричное производство саратовских гармоней. Русская гармонь постепенно умирает, и возродить её могут только музыканты-профессионалы.

         Работая в школе искусств в направлении сохранения национальных культурных традиций, в нашей школе в 2003 году был открыт класс гармони. Поступили первые ученики, среди них выделилась Алина Шашкина, которая в будущем проявила себя как яркая талантливая исполнительница на гармони, завоевывала призовые места на международных, всероссийских конкурсах в городах Санкт-Петербург, Суздаль, Нижний Новгород, Иваново, Казань. А вместе с трио «Калейдоскоп» доехала даже до Парижа.

         Подрастает уже новое поколение гармонистов успешно выступающих на концертах, побеждающих на конкурсах. Можно отметить Сорокина Никиту, лауреата международного, всероссийского, республиканского и городского конкурсов, Фогель Льва дипломанта республиканского конкурса. С большим старанием занимаются Кожевников Никита, Парфенов Павел. Все ребята с удовольствием играют и в ансамбле. Наш ансамбль гармонистов стал лауреатом международного конкурса «Виктория» в Казани в мае 2012 года. Приятно отметить, что к гармони тянутся именно мальчики, которых очень трудно увлечь.

         Часто в семьях, в деревнях есть давно забытые, запылившиеся, годами изношенные гармошки и родители, сохраняя семейные традиции, приводят своих детей в музыкальную школу. Интерес к давно забытой гармони растет. Привлекает родителей и небольшой размер инструмента (гармонь значительно меньше и легче баяна), и простота клавиатуры. У гармони всего 25 кнопок на правой клавиатуре и 25 кнопок на левой. Существуют модели гармоней, где на правой клавиатуре 18 кнопок и 12 на левой. Небольшой размер инструмента позволяет начинать обучение в раннем возрасте с 5-6 лет. 

         В этом году класс гармони пополнили шестилетний Виктор Талянов, семилетняя Соня Кожевникова и восьмилетний Стас Иванов.     

В целях широкой пропаганды искусства игры на гармонике и других инструментах в традиционных формах народного музицирования, выявления и поддержки талантливых юных исполнителей, наша школа выступила инициатором и организатором проведения I Открытого фестиваля народного творчества «Гармонь-душа моя!».

         На первый фестиваль съехались гармонисты из сел и городов Чувашской Республики. Были представители поселков  Вурнары, Яльчики, села Байгулово Козловского района, городов Новочебоксарск, Чебоксары и города Кстово Нижегородской области. Всего было около 50 участников, выступающих сольно и в ансамблях. В фестивале приняли участие и семейные ансамбли.

         В дальнейшем организаторы решили расширить рамки фестиваля и провести не только фестиваль гармонистов, но ещё и конкурс  исполнителей на родственных инструментах – баян, аккордеон. Второй фестиваль-конкурс собрал около 100 участников. На него приехали гармонисты, баянисты, аккордеонисты из поселков Вурнары, Алтышево, Урмары, городов Новочебоксарск, Чебоксары, Кстово, Нижний Новгород. 

На протяжении последних 20 лет гармонь в России переживает свое второе рождение. Доказательства тому служат обращение к ней профессиональных композиторов и исполнителей, выпуск печатной литературы, открытие спецклассов обучения игре на инструменте в учебных заведениях всех возрастных звеньев системы музыкального образования.

Более 20 лет существуют классы гармони в музыкальных школах Орловской области.

В 1991 году в городе Краснодар при Государственном академическом Кубанском казачьем хоре была открыта Краевая детская экспериментальная школа народного искусства и в ней специальный класс двухрядной диатонической гармоники-хромки.

В 1992 году в Российской академии музыки  им. Гнесиных была одобрена программа по классу гармоники-«хромки» для музыкальных училищ.

На сегодня открыты классы гармони в средних и высших учебных заведениях разных городов России, среди них Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова (город Москва), Московский Государственный университет культуры, Московский Государственный педагогический университет, Орловский Государственный институт искусств и культуры, Тюменьский Музыкальный колледж и другие.

По инициативе  Евгения Петровича Дербенко  в городе Орел создана трехступенчатая система образования гармонистов, и преподавание по классу гармони ведется во всех образовательных звеньях: детские школы искусств, музыкальный колледж, институт искусств и культуры.

         Интерес к гармошечному творчеству заметно вырос. Во многих  регионах:  Башкирия, Татария, Мордовия, Дагестан, Донской край, Орловская, Вологодская, Новгородская, Ивановская области, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва, проводятся и становятся традиционными фестивали «Играй, гармонь», «Гармонь собирает друзей» (Одинцово Московская область), «Невская гармонь» ( г.Санкт-Петербург), «Русская гармонь на Селигере» (Тверь), «Карельская гармонь».

         География участников этих фестивалей обширна от заснеженной Архангельской области и Республики Коми  до знойного Краснодара, от Урала  до Белоруссии и Украины.  

В одном из интервью Евгений Петрович Дербенко сказал:

-«Искусство гармонистов – составная часть нашей самобытной национальной культуры. Созданная руками талантливых мастеров, гармонь может исчезнуть, как вышли из употребления предметы народного быта. Что бы этого не произошло, искусству игры на гармони необходимо обучать» (Заслуженный деятель искусств России Е.П.Дербенко, член союза композиторов Российской Федерации, преподаватель Орловского музыкального колледжа).

И мы с ним абсолютно согласны.

 

Список использованной литературы:

 

1.     Васильев Ю.А. Рассказы о русских народных инструментах / Ю.А.Васильев,  А.С. Широков. - М.: Советский композитор, 1986. – 87 с.

2.     Головко А.К. Теоретические и методические основы обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене музыкального образования / А.К.Головко. – М.: МГУКИ, 2002. – 183 с.

3.     Дербенко Е. "Гармонь" о развитии профессиональной гармони / Е.П.Дербенко : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://souzgarmonika.ru/news/statja_ederbenko_garmon_o_razvitii_professionalnoj_garmoni/2010-01-17-66

4.     Калмыков Г. Роль и значение фестиваля «Гармонь - душа России» / Г.Калмыков : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://souzgarmonika.ru/news/rol_i_znachenie_festivalja_garmon_dusha_rossii/2010-01-17-69